Главная > Японский язык. Minna no Nihongo. Часть I > Онлайн японский язык. Урок 1 (1) - Грамматика японского языка

Онлайн японский язык. Урок 1 (1) - Грамматика японского языка


8 янв 2007. Разместил: Vadim

В 1-м основном уроке, в разделе Грамматика, рассматривается:

  • Сущ Сущ
  • Сущ Сущ
  • Предложение
  • Вопросительные местоимения и
  • Существительное 
  • Сущ1 Сущ2
  • Числительные; возраст людей

 

1
СУЩ СУЩ
  1. Частица
  2. C частицей ВА мы уже встречались с вами во вводных уроках... Вспомним основные моменты еще раз...

    Частица показывает, что стоящее перед ней существительное является темой предложения. Вы выбираете предмет, о котором хотите говорить, прибавляете , чтобы показать, что он является темой, а затем делаете утверждение на заданную тему.

    Я - Майк Миллер.

    Примечание

    Частица читается как

     

  3. Также как и с частицей ВА, с частицей DESU мы также уже встречались...

    Существительные с выступают в качестве сказуемого обозначает суждение или утверждение.
    также выражает вежливость говорящего по отношению к собеседнику

    изменяется, если предложение отрицательное (см. пункт 2 ниже) или в прошедшем времени (см. Урок 12).

    Я - инженер.

    Частица может выделять не только подлежащее, но и обстоятельства места и времени, например:

    - Здесь аудитория.

    - Сейчас занятие.

 

2
СУЩ СУЩ

является отрицательной формой . В таком виде она используется в разговорной речи. В более формальной речи или же на письме используется

Г-н Сантос не студент.

Г-н Сантос не студент.

примечание

в читается как

 

3
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  1. Частица
  2. Частица служит для выражения сомнения, вопроса, неуверенности и т. д.

    Вопрос образовывается простым добавлением в конце предложения. Вопросительное предложение оканчивается повышающейся интонацией.

     

  3. Вопросы о верности или неверности утверждения
  4. Как было сказано выше, предложение становится вопросительным, если в конце добавлена частица . Порядок слов не меняется.

    В получившемся таким образом вопросительном предложении спрашивается, является ли утверждение верным или нет. В зависимости от того, согласны вы с утверждением или нет, ваш ответ на такой вопрос должен начинаться соответственно с или

    Г-н Миллер американец?

    ••• ...Да, американец.

    Г-н Миллер учитель

    ••• ...Нет, не учитель.

     

  5. Предложения с вопросительными словами
  6. Вопросительное слово заменяет часть предложения, относящуюся к тому, что вы хотите узнать. Порядок слов не меняется, и в конце добавляется

    Кто тот человек?

    ••• ...Это г-н Миллер.

     

    4
    Вопросительные местоимения

    Вопросительные местоимения и переводятся как кто, но употребляется в ситуации, когда выясняют, кто из присутствующих людей - Ямада-сан или Танака-сан и т.д., например:

    - Ямада-сан кто?

    Он.

    употребляется в ситуации, когда спрашивают чью-то фамилию, например:

    Он кто? (по фамилии)

    Он - Танака.

     

    5
    СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    прибавляется после темы вместо когда на эту тему утверждается то же, что и на предыдущую.

    Г-н Миллер-служащий компании?

    Г-н Гупта тоже служащий компании?

     

    6
    СУЩ1

    служит для связи двух существительных. СУЩ1 определяет СУЩ2.

    В примерах, данных в этом уроке, СУЩ1 обозначает какую-либо организацию или группу, к которой принадлежит СУЩ2.

    Г-н Миллер-служащий IMC.

     

    7

    прибавляется к имени собеседника или третьего лица и показывает уважение говорящего к этому человеку.

    Говорящий не может использовать с собственным именем.

    Это г-н Миллер.

    Если вам известно, как зовут вашего собеседника, то в разговоре следует избегать местоимения (вы), даже когда речь идёт непосредственно о собеседнике.

    В таком случае обычно используется фамилия собеседника с добавлением:
    .

    Судзуки: Вы студент?

    Миллер: Нет, я служащий.

     

    8
    Числительные

     

    В японском языке используется две системы счета:

    • собственно японская (так называемое - "кунное чтение") и
    • китайская (так называемое - "онное чтение"), заимствованная из Китая вместе с соответствующими иероглифами.

    Японских числительных в современном японском языке десять и они используются при конкретном счете до десяти: один (предмет), два (предмета) и т.д.

    Японские числительные:

     

    В вопросительных предложениях употребляется слово   – сколько?

    Японские числительные употребляются при счёте:

    1. количества лет (возраста);
    2. абстрактных существительных, таких как: точка зрения, тема, проблема и т.д.;
    3. фруктов, мячей, коробок, корзин;
    4. географических понятий - морей, гор, планет и т. д.
    Примеры:

    - два яблока

    - три комнаты

     

    Китайские числительные

     

    В остальных случаях употребляются китайские числительные, которые позволяют обозначать любые числа.

    Счет от одного до десяти:

    Следует обратить внимание, что при счёте цифр 4, 7, 9 обычно употребляется чтение:

    • - (4)
    • - (7)
    • - (9)

    При этом (4), (7), (9) - не произносятся.

    Существуют предметы, явления, при счете которых употребляются только японские или только китайские числительные, но есть и предметы, явления, при счете которых употребляются как японские, так и китайские числительные. В последующих уроках будут более подробно рассмотрены различные варианты.

    Количественные числительные в предложении могут употребляться в функции определения, именной части составного именного сказуемого, обстоятельства.

    Система счёта до 10000

    При счёте чисел до 10000 используются разрядовые числа:

    десять
    сто
    тысяча

     

    Число, стоящее перед разрядовым числом, является по отношению к нему множителем, а число после него - слагаемым.

    По простому - мы числа-единицы как бы "пристыковываем" к числам-десяткам.

    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20

     

    Счет десятков - от десяти до ста

    10
    20
    30
    40
    50
    60
    70
    80
    90
    100
    100

     

    Счет после двадцати

    20
    21
    22
    30
    100
    111
    200
    236
    478
    512
    606
    999
    1000
    2349

     

    При счёте на сотни и тысячи происходят фонетические изменения, а именно:

      - 300
      - 600
      - 800
     - 3000
      - 8000

    Следует обратить внимание, что:

    1. в числах от 10 до 19 "десять" всегда читается как
    2. в числах от 100 до 199 "сто" всегда читается как
    3. в числах от 1000 до 1999 "тысяча" всегда читается как

     

    Возраст людей

     

    Для обозначения возраста людей используют как японские числительные (для обозначения возраста до 10 лет), так и китайские числительные (для обозначения возраста поcле 10 лет):

    Обозначение возраста людей

    При обозначении возраста людей к числительному, которое обозначает возраст человека, прибавляется иероглиф САЙ, который может записываться двумя способами: или .

    Оба этих иероглифа при обозначении возраста людей имеют чтение САЙ.

    Возраст Китайский счет Чтение Японский счет Чтение
    один год
    два года
    три года
    четыре года
    пять лет
    шесть лет
    семь лет
    восемь лет
    девять лет
    десять лет

     

    Возраст после 10 лет

    Строится по тому же принципу, что и ранее...

    Обратите внимание на фонетические изменения при обозначении возраста "20 лет"

    одиннадцать лет
    двенадцать лет
    двадцать лет
    двадцать один год

     

    Для вопроса о возрасте человека можно использовать следующие конструкции:

    - Сколько лет?

    - Сколько Вам лет?

     

    - Сколько Вам лет?

    - Сколько Вам лет?

    Примеры:

    - Моей дочери восемь лет.

    - Моей дочери восемь лет.

    - Мне тридцать шесть лет.

     

    Дополнительную информацию по числам, счету и счетным суффиксам вы можете посмотреть в "Приложении":

     


    Вернуться назад