Главная > Японский язык. Minna no Nihongo. Часть I > Онлайн японский язык. Урок 2 (1) - Грамматика японского языка

Онлайн японский язык. Урок 2 (1) - Грамматика японского языка


9 янв 2007. Разместил: Vadim

Во 2-м основном уроке, в разделе "Грамматика" рассматриваются следующие разделы грамматики японского языка:

  • Предметно-указательные местоимения:
  • Вопросительное местоимение
  • Указательные местоимения:
  • Вопросительное местоимение
  • Вопросительные местоимения
  • Именительный падеж
  • Вопросительное местоимение
  • Вопросительное предложение в отрицательной форме
  • предложение 1 предложение 2
  • существительное 1 существительное 2

 

1
Предметно-указательные местоимения:
-
-
-

 

Тонизация предметно-указательных местоимений: koRE, soRE, aRE,DOre.

Предметно-указательные местоимения:

  • - это,
  • - это, то,
  • - вон то,
  • - что?, который?

- замещают названия предметов и животных, в некоторых случаях (в речи о неодушевлённых предметах) переводятся как местоимения он, она, оно, они.

Между собой местоимения различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам:

  • - указывает на предмет, более близкий к говорящему (первому лицу)
  • - на предмет, более близкий к собеседнику (второму лицу)
  • - на предмет, отдаленный и от первого, и от второго

Местоимения в предложении могут выполнять функции подлежащего, дополнения, именной части составного именного сказуемого, но не могут быть определением. Эти местоимения изменяются по падежам, как существительные, но не имеют формы родительного падежа.

 

Примеры:

  1. - Это стул (В случае когда говорящий держит стул и говорит о нем)
  2. - Вон там - институт
  3. - Карта - вон то. (говорящий указывает на карту удаленную от него)
  4. - То - телефон
  5. - Стол - вот.
  6. - Окно - вон там (Говорящий показывает на окно, которое удалено как от него, так и от собеседника)
  7. - Это (у вас) словарь?
  8. - Дайте мне вот это. (Урок 2)

 

2
Вопросительное местоимение

 

Вопросительным местоимением, соответствующим предметно-указательным местоимениям , является местоимение .

Местоимение образует специальный вопрос и употребляется в значениях:

  • какой?
  • что? (из имеющихся предметов)
  • где?

Например:

Учебник - это что? (из имеющихся предметов)

Ответом на такой вопрос может быть:

Учебник - это.

 

Примеры:


  1. Где бумага? - Бумага - вот. (рядом с говорящим)

  2. Что (из предметов) является портфелем? - Вон портфель. (удален от говорящего)

  3. Где корзина? - Вон она (удалено от говорящего)

  4. Где картина? - Вон она. (удалено от говорящего и вопрошающего)

 

 

3
Указательные местоимения:
-
-
-

Указательные местоимения:

  • - "этот", 
  • - "этот, тот",
  • - "вон тот",
  • - "который?"

- употребляются в качестве определения к существительному.

Указательные местоимения не склоняются, в предложении никогда не употребляются самостоятельно, а только в сочетании с именем существительным:

Например:

- эта книга
- то окно
- вон та ручка
- Тот портфель Ваш?
- Я преподаю в этой группе.
Эта книга - моя.
Кто тот человек?

Между собой местоимения , различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам. Это происходит по тому же принципу, что и для предметно-указательных местоимений рассмотренных выше.

  1. Местоимение KONO употребляется в том случае, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи говорящего, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое либо отношение, или известном ему;
  2. Местоимение SONO употребляется тогда, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи собеседника, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое-либо отношение, или известном собеседнику, но не говорящему;
  3. Местоимение ANO употребляется тогда, когда предмет находится на каком-то расстоянии и от говорящего, и от собеседника, или данный предмет общеизвестен собеседникам.

Онлайн японский язык. Урок 2 (1) - Грамматика японского языка

Например, если книга находится ближе к говорящему, то он будет говорить про неё KONO, а если книга находится ближе к собеседнику, то говорящий будет говорить про неё SONO, в случае, когда собеседники стоят у окна и говорят о находящемся во дворе дереве - оба будут говорить про него - ANO.

Пример диалога:

-

-

- Та ручка Ваша (Показываю на ручку лежащую перед собеседником).

- Да, эта ручка моя.

 

-

-

- А эта ручка тоже Ваша? (показываю на ручку которая находится возле меня).

- Нет, та ручка не моя. Ваша (ручка).

 

-

-

- А какая (которая здесь) ручка преподавателя?

- (Вон) та - ручка преподавателя.

 

4
Вопросительное местоимение

 

DONO - "какой (из многих предметов)?" - является соответствующим вопросительным местоимением для KONO, SONO, ANO.

Так же, как и KONO, SONO, ANO, вопросительное местоимение DONO употребляется лишь в качестве определения к существительному.

Вопросительное предложение с указательно-вопросительным местоимением DONO представляет собой специальный вопрос (т. е. такой, который требует в ответе конкретной информации: какой именно из ряда предметов...?).

Данное местоимение не склоняется и употребляется только в сочетании с существительным, к которому оно относится.

Например:

- Который (из имеющихся здесь предметов) карандаш? - Это карандаш. (карандаш - вот это.)

- Которая (из имеющихся здесь предметов) книга господина Танака? Та книга.

- Который (здесь) стол Анны? Вот этот.

- Который (здесь) стул учителя? Вон тот.

Внимание!
Если DONO выступает определением к существительному, являющемуся подлежащим, это подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа - GA.

 

DONO + Подлежащее
существительное
+ GA + Сказуемое DESU KA

Например:

Какой портфель Ваш?
Внимание!

Если ответ сохраняет грамматическую структуру вопроса, подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа GA.

Например:

- Вот этот портфель мой (а не тот и не другой).

- Этот портфель мой (а не Ваш и не его).

 

5
Вопросительные местоимения

 

Вопросительные местоимения - "кто?" употребляются в предложении, содержащем специальный вопрос (т.е. такой, который требует в ответе конкретной информации, например, о том, где, когда, сколько и т. п.).

Различаются эти местоимения степенью учтивости:

  • - более учтивое,
  • - чуть менее.

Например:

-

-

- Тот господин кто?

- Это господин Ари из Индонезии.

 

-

-

- Кто та женщина?

- Она - студентка-японистка.

Внимание!

  1. В вопросе, содержащем имя человека, о котором хотят получить информацию, и употреблять нельзя.
  2. Например, нельзя спросить:

    Если мы хотим узнать, кого из... зовут так-то... мы должны употребить DONO или более вежливую форму: DONO HITO или DONO KATA.

    Также в ситуации, когда в вопросе присутствует имя человека - используется DONO


    - Кто из присутствующих здесь - Танака?


    - Кто из присутствующих здесь - Ямамото-сэнсэй?

     

  3. В предложении с составным именным сказуемым и не могут стоять в позиции подлежащего, если предложение содержит какое-либо местоимение, имя человека или слово, обозначающее его социальную роль.
  4. То есть нельзя, например, сказать:

    Правильный вариант:

    - Кто вон тот человек? (интересуемся именем человека)

    - Кто вон тот человек? (интересуемся именем человека)

    - Это Мария; или:

    - Вон тот человек - Мария

     

    - Кто (из здесь присутствующих) Мария?

    - Вон (она).

     

  5. Если DONO KATA или DONO HITO в вопросительном предложении стоят в позиции подлежащего, они оформляются GA.

    Соответственно, если ответ сохраняет структуру вопроса, после подлежащего в ответе ставится GA:

  6. - Кто учитель?

    - Учитель - Танака сан.

 

6
Именительный падеж

 

Показателем именительного падежа является суффикс .

В предложении подлежащее стоит в именительном падеже в том случае, когда на него падает логическое ударение, то есть информация, передаваемая подлежащим, является новой, например:

- Анна (а не кто-либо) студентка.

Именно поэтому в предложении все вопросительные местоимения и существительные с определением, выраженным вопросительным местоимением, в роли подлежащего имеют форму именительного падежа на , например:

- Кто преподаватель?

- Что (из имеющихся предметов) книга?

В ответе на вопросительное предложение, в котором вопросительное местоимение имеет форму именительного падежа на , подлежащее ответного предложения также имеет форму именительного падежа на , например:

- Кто преподаватель? Ямада - преподаватель.

- Что (из имеющихся предметов) книга? Это - книга

- Где (которая) газета?

- Вот газета.

- Вот.

- Газета - вот.

В предложениях, в которых подлежащее стоит в именительном падеже, сказуемое сообщает уже известную информацию, являющуюся темой сообщения.

Сравните два предложения:

  1. - Это книга.
  2. - Это книга.

 

Первое предложение является ответом на вопрос:

Что (из имеющихся предметов) книга?

А второе:

Это что?

Таким образом, главная информация в первом предложении заложена в слове , во втором - в слове

Например:

  1. - Кто студент?

    - Анна - студент

     

  2. - Кто учитель?

    - Ямада - учитель.

     

  3. - Что (здесь) телефон?

    - Вон то - телефон.

     

  4. - Которая (из предметов) - газета?

    - Вот это - газета.

 

7
Вопросительное местоимение

 

С помощью вопросительного слова NANI (NAni) образуется специальный вопрос со значением "что?", "что за...?" и употребляется в вопросах о предметах.

Местоимение NANI изменяется по падежам как существительное. В предложении личное местоимение может быть подлежащим, определением, дополнением, именной частью составного именного сказуемого.

Если после NANI следует слово начинающееся со звуков n, t, d, b, y, то конечное i может выпадать, и тогда NANI принимает форму NAN.

Например:

- Это что?

- Это автомобиль.

 

8

 

Слово часто используется при ответе на вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа, в случае, если сказуемое в вопросе выражено существительным.

  • Утвердительный ответ:
  • Отрицательный ответ:

Это телефонная карточка?

... ...Да (, это так).

Это телефонная карточка?

...Нет (, это не так).

Глагол (буквально: "отличаться, быть другим") может использоваться в значении -

Это телефонная карточка?

...Нет (,это не она).

 

9
Вопросительное предложение в отрицательной форме

 

 

Во 2-м вводном уроке рассматривались вопросительные предложения без вопросительного слова, заданные в утвердительной форме. Но такой вопрос можно задать и в отрицательной форме, в этом случае схема вопросительного предложения будет следующей:

Он не студент?

Обычно такие вопросы задаются, когда говорящий предполагает, что сообщение
- правильное, то есть - Он студент, но он хочет услышать подтверждение этому.

Собеседник, подразумевая подтверждающий оттенок вопроса, отвечает:

Утвердительно:

- Да, он студент.

Отрицательно:

- Нет, он не студент. 

 

- Ты не студент?

- Да, я студент.

 

- вы не инженер?

- Да, я инженер.

 

- Вы не Ямада-сан?

- Да, я - Ямада.

 

- Ямада-сан - не студент?

- Нет, Ямада-сан - не студент.

 

- Вон тот человек - не учитель?

- Нет - не учитель

 

- Ямада-сан - не инженер?

- Да, Ямада-сан - инженер

 

10

 

 

При ответе на такой вопрос требуется сделать выбор между альтернативами: Предложение 1 или Предложение 2

В качестве ответа на вопрос данного типа даётся выбранное предложение.

Ни ни использоваться не могут.

Это "9" или "7"?

...Это "9".

 

11

 

В Уроке 1 вы узнали, что используется для связи двух существительных, когда Существительное 1, определяет Существительное 2.

В этом уроке вы изучите два других способа использования частицы .

  1. Существительное 1 объясняет, о чём Существительное 2.
  2. Это книга о компьютерах.

     

  3. Притяжательные местоимения
  4. Существительное 1 показывает, кому принадлежит Существительное 2.

    Это моя книга.

    Существительное 2 может быть пропущено, когда и так ясно, о чём идёт речь.

    Однако, если Существительное 2 означает человека, оно пропущено быть не может.

    Чья это сумка?

    ...Г-жи Сато.

     

    Это ваша сумка?

    ...Нет, не моя.

     

    Г-н Миллер сотрудник IMC?

    ...Да, он сотрудник IMC.

    В японском языке класса притяжательных местоимений как такового не существует.

    Притяжательные местоимения образуются путем присоединения суффикса родительного падежа к личным местоимениям, например:

    - мой, моя, моё, мои;
    - наш, наше, наша, наши;
    - твой/Ваш, твоя/Ваша, твоё/Ваше, твои/Ваши;
    - ваш, ваша, ваше, ваши;
    - его, её;
    - его, её;
    - их;
    - их;
    - чей?

     

    12

     

    Это выражение используется, когда говорящий получает новую информацию и демонстрирует, что он воспринял и понял её.

    Этот зонт ваш?

    ...Нет, г-на Шмита.

    Понятно.


    Вернуться назад