Главная > Японские тексты для чтения > Тексты для чтения. Лиса в японской культуре

Тексты для чтения. Лиса в японской культуре


18 дек 2008. Разместил: Vadim

狐 - きつね

Тексты для чтения.  Лиса в японской культуре Тексты для чтения.  Лиса в японской культуре Тексты для чтения.  Лиса в японской культуре

Тексты для чтения.  Лиса в японской культуре


 

  • На русском языке
  • На японском языке

Лису считают воплощением богини риса в храме Фусими Инари.

На территории храма имеется бессчётное количество каменных статуй лис, держащих ключи, мячи и прочие вещи в своих пастях.

Фото в центре слева: храм также особенно известен множеством небольших ворот тории, которые так близко расположены друг к другу, что практически создаётся туннельный эффект.



 

  • На русском языке
  • На японском языке

Японские животные и японская культура

Вестники богини риса снижают популяцию мышей на рисовых полях

Автор: Имаидзуми Тадааки, зоолог; Фото Омори Хироюки и Коно Тосихико

Тексты для чтения.  Лиса в японской культуре


Лиса хондо кицунэ в поле осенью. У этого вида лис тонкие лапы, однако они хорошо роют норы, с туннелями длиной в 30 метров, пролегающими в лесах и открытых полях. Длина взрослой особи: от 80 до 120 см; вес: от 4 до 7 кг.

(фото Маки Хиродзо)

にっぽん動物誌

田んぼを守った神の使い




 

  • На русском языке
  • На японском языке

Лисе отведено почётное место в храме Фусими Инари, одном из старейших храмов Киото. В синтоистской религии лисы являются божественными покровителями и воплощением богини риса Инари. Если вы пройдётесь по территории храма, вам может показаться, что так и есть на самом деле из-за множества статуй лис, расположенных там.

Фусими Инари - центральный храм из более чем 30.000 храмов Инари, расположенных по всей стране. Его мистическая красота была описана американским архитектором Генри Пламмером в приведенном ниже отрывке о множестве ворот тории, ведущих к главному храму:

Впечатление от лестницы ворот, их быстрого чередования усиливается сменяющимися цветами, такими как щедрый красный, перекликающийся с приветственным зелёным, подобно нарастающей энергии весны, перекликающейся с пульсирующей кровью людей. (Цитата из произведения “Свет в японской архитектуре”).

В древние времена Япония испытала сильное влияние китайской культуры. Например, японцы позаимствовали старое китайское поверье о том, что птицы и звери являлись воплощениями богов или даже сами считались богами. Одним из таких зверей была лиса. Лисы не позволяли слишком разрастаться популяции мышей. Таким образом оберегая рис, растущий на полях, они стали почитаться как боги!

Вообще, лисы едят не только диких мышей - их рацион питания включает диких кроликов, маленьких птиц, фрукты и прочее, но основной пищей для них остаются полевые мыши. Одно из исследований показало, что 69% их пищевого рациона составляют мыши, 20% зайцы, 10% растительная пища, такая как фрукты, а остальное - насекомые и другой разнообразный корм. Поскольку они оберегают рисовые посевы, возможно в них действительно есть что-то божественное!

Способ охоты довольно необычен. Лиса идёт по густой траве и прислушивается к окружающим звукам. Её уши исключительно хорошо приспособлены для обнаружения очередной жертвы. Лиса относится к семейству собачьих, однако в отличие от собак она не полагается на обоняние - больше охотится на звук. Когда лиса слышит мышь, она высоко над ней подпрыгивает. А когда приземляется, хватает жертву передними лапами и одновременно зубами. Если промахивается, то прыгает снова и снова, пока не поймает мышь.

Апрель - напряженный месяц для лис, потому что в это время они выкармливают лисят. Они затрачивают больше времени для ловли мышей, накапливая их в желудке и срыгивая их лисятам в норе. В этот период их рацион полностью составляют дикие мыши. И в то же время, после холодной зимы, популяция мышей является наименьшей. Учитывая, что мышей не много - они только начинают репродуктивный цикл - вы можете подумать, что лисы, должно быть, очень хорошо охотятся. В действительности это не так. В среднем, им приходится прыгать порядка 10 раз, чтобы поймать одну мышь. Это говорит о том, насколько настойчивы эти охотники.

Примечательно то, что, когда популяция диких мышей возрастает в июне и июле, лисы становятся менее удачливыми в охоте на мышей. Самки рожают несколько детёнышей - обычно от 4 до 6, а иногда и 13. Для всех этих лисят, едва отнятых от груди и голодных, требуется усиленное питание. Не так просто наполнять их маленькие желудки, и взрослые лисы, охотящиеся обычно ночью, начинают охотиться в дневное время. Снижение их результативности в охоте не связано с уменьшением их активности.

В чем же проблема? К началу лета трава становится высокой и густой, и можно предположить, что лисы не могут различать звуки так же хорошо, потому что сами создают много шума, передвигаясь по траве, вдобавок мешает шум ветра.

Крестьяне, выращивавшие рис много лет тому назад, знали, что лисы больше других хищников поедают мышей. Неудивительно, что этим хищникам было воздано по заслугам, и, в конце концов, они были удостоены чести быть воплощением богини в храмах Инари.

Другой интересный факт о лисах и храмах Инари - говорят, что лисы очень любят абура-агэ (корочку прожаренного в масле тофу), поэтому это угощение популярно в храмах Инари. Может показаться, что прожаренный тофу предлагают вместо диких мышей



Источник: Ниппония



Вернуться назад