Главная > Новости культуры > Четвертый Международный конкурс поэзии хайку на русском языке

Четвертый Международный конкурс поэзии хайку на русском языке


25 авг 2011. Разместил: Vadim
Четвертый Международный конкурс поэзии хайку* организован редакцией альманаха «Хайкумена» и Отделом японской культуры "Japan Foundation" в ВГБИЛ.
В Жюри конкурса вошли японисты, литературоведы и поэты хайку.

Каждый автор может прислать не более 10 произведений. На конкурс принимаются стихи в две или три строки, на русском языке, не участвовавшие в предыдущих Международных конкурсах хайку. Все произведения будут рассматриваться отдельно и анонимно.

Стихотворения-номинанты (т.е. прошедшие отборочный тур и предоставленные вниманию Жюри) будут оцениваться по трем номинациям: «традиционные хайку», «современные хайку» и «сэнрю».

Прием стихов проводится по 15 октября 2011 г.

После завершения приема работ на сайте конкурса стартует конкурс читательских симпатий. По итогам голосования будет вручен приз читательских симпатий. Итоги конкурса будут подведены в декабре 2011 г.

На основании оценок Жюри будут выбраны Призеры и Дипломанты, которые получат Грамоты и памятные подарки, а члены Жюри расскажут о критериях, которыми они руководствовались при выборе призеров. Презентация результатов конкурса пройдет в рамках фестиваля «Японская Осень – 2011» в Овальном зале ВГБИЛ.

* До 2011 года назывался ВКХ - Всероссийский конкурс хайку, хотя уже в Первом конкурсе участвовали жители как России, так и других стран. На церемонии награждения ВКХ-3 (декабрь 2010 г.) советник посольства Японии в России Эйдзи Тагути предложил переименовать конкурс в Международный конкурс хайку на русском языке. Географическая разнесенность участников конкурсов позволяет это сделать.


Правила проведения 4 Международного конкурса хайку

1. Каждый автор может прислать не более 10 произведений. На конкурс принимаются стихи в две или три строки, на русском языке, не участвовавшие в предыдущих Международных конкурсах хайку. Все произведения будут рассматриваться отдельно и анонимно, независимо от того, сколько стихотворений автора попало в финал.

2. Участвуя в конкурсе, Участник конкурса предоставляет его Организаторам права обнародования, издания и распространения поданных на конкурс произведений в электронных и печатных средствах массовой информации, без ограничений по сроку действия и территориальных ограничений; в материалах конкурса, представленных в электронном или печатном виде, в том числе в виде публикаций на сайтах в сети Интернет и в отдельных печатных изданиях; выражает согласие на обнародование, издание и распространение своих произведений в материалах конкурса без указания авторства, в итогах конкурса - с указанием авторства, в том виде, в котором оно было указано при подаче произведения на конкурс; гарантирует, что произведения, поданные на конкурс, могут быть использованы вышеизложенным образом и исключительные права на обнародование, издание и распространение поданных на конкурс произведений не были и не будут переданы третьим лицам; в случае возникновения претензий третьих лиц по факту публикации произведений, поданных на конкурс участником, Участник обязуется самостоятельно и за свой счет урегулировать возникшие претензии.

3. Участник конкурса может использовать литературный псевдоним. В случае его использования имя, отчество и фамилия участника не подлежат разглашению организаторами конкурса, авторство участника будет указываться в том виде, в котором оно было введено в поле "псевдоним" формы подачи произведений на конкурс.


КРИТЕРИИ РАЗНЕСЕНИЯ СТИХОВ ПО НОМИНАЦИЯМ

Со времени зарождения жанра, поэзия хайку претерпела много изменений; в поисках новых путей и средств выразительности появилось множество школ и течений, как в самой Японии, так и за ее пределами. Это отражает естественный ход вещей — живой жанр не может не меняться. Но, с другой стороны, нельзя забывать и истоки. Поэтому в конкурсе, помимо номинации «сэнрю», выделяется две номинации для жанра хайку: традиционное и современное. В первую будут отнесены стихи, в которых в большей степени соблюдаются классические каноны жанра, во вторую – написанные более вольно, однако в духе хайку. Во всех номинациях приветствуется следование форме хайку – пишите в три строки, не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза.
Стихи с названиями и эпиграфами, а также афоризмы и эпиграммы в конкурсе не рассматриваются.

Подробнее см. статью «Русские хайку». >> http://haiku3.ru/howtowritehaiku/

Традиционные хайку (classic style haiku)
"Здесь и сейчас", "фотография момента", выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики традиционного хайку, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*).

* Киго – «сезонное слово» – слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Смена сезонов – один из основных мотивов в японской поэзии. Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать хайку. Также можно говорить о выполняющем функцию киго «слове окружающей среды».

* Ёдзе — «избыточное чувство» — точно подобранная мера недосказанности, «ассоциативный подтекст, пробуждаемый содержанием стихотворения» (И.А. Боронина). Близко к понятию «суггестивность» — «внушение, намек» — воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя с целью дать толчок «послечувствованию», эмоциональному отклику.

* Ма — «пространство между, интервал» — пауза в стихотворении, «красноречивое умолчание», помогающее глубже раскрыть суть стиха. Достигается при помощи приема разделения (кирэ) стиха и создает паузу, пространство между частями стиха. Это те самые пустые места на свитке, которые «исполнены большего смысла, чем то, что начертала нам кисть». А кирэдзи — то слово или знак препинания или интонационная пауза, с помощью которых осуществляется разделение.


Предметом изображения прежде всего оказывается окружающий мир – природные явления и объекты. А уже через них, опосредованно – люди и человеческие эмоции.
Для этой формы нехарактерно активное использование тропов и фигур речи.
Авторское присутствие и оценочность – остаются за пределами хайку или выражены очень опосредованно.
Можно сказать, традиционные хайку наследуют особенности хокку – первой строфы «сцепленных строф».

Современные хайку (modern style haiku)
Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи. Личность автора и авторская оценочность может присутствовать в стихе, не доминируя в нем.
Человек как часть окружающего мира тоже может стать явным объектом стиха.
Сезонное слово (киго) не является обязательным, а сама сезонность отходит на второй план или вообще игнорируется.
В отличие от традиционных, современные хайку воспроизводят разнообразие внутренних строф рэнку и других разновидностей поэзии хайкай.

Сэнрю
К категорию «сэнрю» будут отнесены стихи, в фокусе которых находятся человеческие отношения или чувства, поданные, как правило, гротескно.
Юмор от легкого до "черного", ирония, пародия – основные инструменты поэта сэнрю. Однако не следует считать, что сэнрю это исключительно юмористическое произведение. Возможны сарказм, сатира, философичность и грусть.
Самые частые темы – любовь, секс, власть, деньги, а также несовершенство мира и человека.
Даже в тех случаях, когда в сэнрю изображены животные, природа, неодушевленные предметы, акцентируются именно их "человеческие" свойства, взгляд на них человека. Сезонное слово (киго) не является обязательным.

Для отправки стихов, Вам необходимо пройти на сайт Конкурса:
http://haiku4.ru/ и заполнить форму на главной странице


Вернуться назад